Являясь инструментом, развивающим бизнес через повышение продаж, повышение лояльности к компании или повышение узнаваемости компании, сайт позволяет отслеживать эффективность своей работы по определенным показателям.
Перед ответом на вопрос необходимо сделать одну оговорку – речь в нашем ответе будет идти о сайте, на который с помощью средств онлайн или оффлайн рекламы приводятся посетители, поскольку оценивать эффективность сайта, на который не привлекаются посетители бессмысленно.
Для начала определим показатели, которые могут быть доступны владельцу сайта, а затем разберемся, какие из имеющейся у вас информации можно сделать выводы.
Какие показатели мы будем разбирать:
- Время нахождения посетителя на сайте;
- Конверсия включая общее число ожидаемых от посетителей действий (звонок, заполнение формы, оформление заявки);
- Путь посетителя по сайту (достижение им важных для компании страниц).
Такой показатель как «посещаемость» нами не рассматривается, поскольку он показывает эффективность. Подобная "нестыковка" ожидаем продвижения сайта, а не самого ресурса как такового, хотя в некоторых случаях и он может быть одним из показателей эффективности (например для случаев информационных ресурсов, обладающих большой базой уникальных текстов).
В основе любого анализа всегда лежат цифры, в нашем случае – это данные из статистики посещаемости, которые самостоятельно либо с помощью дополнительной информации позволят сделать выводы.
Вы можете воспользоваться любой из доступных вам систем статистики:
- Серверная – установленная на сервере хостинг-провайдера
- Счетчики посещаемости: LiveInternet, HotLog, Яндекс.Метрика, Google Analytics и т.д.;
- Системы учета посетителей, встроенные в CMS (самописные или промышленные) и т.д.
Каждый из перечисленных выше показателей позволяет провести комплексную оценку качества сайта, корректности продвижения (он-лайн или офф-лайн) и сделать выводы о необходимости тех или иных корректировок на интернет-ресурсе.
Время нахождения посетителя на сайте
Показывает сколько времени посетитель сайта находится на страницах сайта (на примере серверной статистики awstats, рис.1).
рис.1.
Приведенный на рис.1 пример показывает, что на анализируемом сайте достаточно большой процент посетителей уходит с сайта в течение первых 30 секунд, и лишь 6% посетителей находятся на сайте 2-5 минут, что вполне достаточно для получения информации, необходимой для принятия решения и заполнения формы заказа. Однако 73,3% посетителей, уходящих с сайта в течение первых 30 секунд должны насторожить владельца ресурса.
Подобная "нестыковка" ожидаемых результатов при продвижении сайта может стать "черной дырой", которая безвозвратно поглощает бюджет.
Для более глубокого анализа данной аудитории необходимо изучить запросы, по которым посетители находят сайт и сравнить их с семантическим ядром, используемым оптимизаторами. Если, продвигаясь по данным запросам мы получаем лишь 16,7% привлекаемой аудитории, значит необходимо экстренно скорректировать :
- 1 Страницы, на которые по данным запросам приходят посетители из расчета того, что посетитель, приходящий по запросу «энергетическое оборудование» должен попадать на страницу с общим описанием данного направления либо на список конкретных установок (поскольку это общий запрос), а посетитель с запросом «КТПН – 25…250/6-10/0,4 У1» на страницу подробного описания именно этой установки (поскольку это конкретный продуктовый запрос).
- 2 Информацию на этой странице, она должна содержать то, что ищет посетитель, особенно это важно для случая контекстной рекламы, при этом информации должно быть достаточно для принятия решения о сотрудничестве.
- 3 Список запросов, по которым привлекаются посетители.
Нормативов по оптимальному времени нахождения посетителя на сайте нет, поскольку оно сильно зависит от отрасли деятельности компании, качества ее сайта и его наполненности. Одно можно сказать точно: чем больше время нахождения на сайте, тем полезнее ваш сайт привлекаемым на него посетителям, а значит тем больше от него отдача для бизнеса.
Конверсия
Само по себе число обращений в компанию, число заполненных форм или анкет не является показательным без учета общего числа посетителей, которые сгенерировали данное число обращений.
Конверсия позволяет определить, сколько клиентов приходится на 100 посетителей. Вычисляется простым отношением общего числа клиентов (посетителей совершивших необходимое для компании действие, будь то заказ, звонок или заполнение формы опроса) к общему числу посетителей сайта.
Для интернет-магазинов реальная конверсия: 1-3%, т.е. 1-3 клиента на каждые 100 посетителей сайта, для корпоративных сайтов этот показатель может быть ниже.
Оценить конверсию можно с помощью фиксации действий посетителями сайта, которые расцениваются как «достижение цели». Если это звонки в компанию, то по итогам месяца можно рассчитать соотношение числа входящих обращений через сайт к общей посещаемости сайта. Если же это заполнение формы заказа, то при расчете в числителе будет стоять общее число оформленных заказов.
Естественно, что конверсия должна быть как можно выше, и положительная динамика из месяца в месяц покажет вам, что вы на верном пути, пути повышения эффективности. В случае, если конверсия на вашем сайте очень низкая (для интернет-магазинов ниже чем 1%, для корпоративных сайтов, имеющих целью не повышение известности компании, ниже 0,5%) необходимо кроме пунктов 1), 2), 3), описанных выше, проанализировать:
- 4 Структуру информации на каждой из страниц, ее оформление и структурированную подачу.
Давно известен и многократно проверен факт, что структурированный текст, разбитый на небольшие абзацы по 2-3 предложения и снабженный заголовками читается и воспринимается на много лучше чем монолит из сплошного текста на лист А4.
Какой из текстов вам захочется дочитать до конца:
вариант 1
или вариант 2?
И какой по вашему мнению более эффективен для ресурса, на котором он размещен?
- 5 Очевидность навигации, что позволит посетителю избегать «тупиковых» ситуаций, когда в текстах нет перекрестных ссылок, а дочитав материал до конца, посетителю не предлагают никаких альтернатив, кроме как закрыть сайт или придумать самому «что бы еще на сайте почитать». Немаловажна и сама структура навигационного меню, которое должно очевидно давать понять посетителю в каком разделе можно найти искомую информацию.
В 2009 году к нам обратился один из клиентов для модернизации сайта с формулировкой: «я сам не могу на своем сайте ничего найти, давайте его переделаем». Посмотрев его сайт, мы увидели 3(!) навигационных меню, каждое из которых частично содержало пункты из двух других. Путаница была страшная.
- 6 Наличие элементов в дизайне, побуждающих посетителя к действию: контактные данные, формы «задать вопрос», «ваше мнение» и пр. Они дожны быть, и при этом должны быть размещены на видных местах.
Пути посетителя по сайту
Этот критерий может показать, насколько ожидаемые вами действия посетителя, закладываемые при разработке сайта, соответствуют действительности и совокупность п. 4), 5) и 6) приносят ожидаемый результат. Наиболее правильный путь для анализа путей на сайте – это использовать сервис, дающий визуально оценить все маршруты каждого из посетителей.
Для примера можно привести сервис Яндекс.Метрика, который достаточно наглядно показывает общую динамику движения посетителей внутри сайта в виде статичной схемы(рис.4) или специализированный сервис Webvisor (рис.5.), который позволяет кроме обычной статистики просматривать видео-запись движения мышки посетителя на каждой из страниц сайта.
|
|
Столь глубокий видео-анализ поведения посетителя может применяться на сайте любого типа или размера. По сути, вы сможете увидеть ваш сайт глазами каждого из посетителей, понять ,что каждый из них видит в первую очередь, на что обращает внимание, что читает быстро (значит или ему это не интересно, или читаемость текста под большим вопросом), а что читает более внимательно и т.д.
Используя современные инструменты анализа посещаемости, его источников, структуры, времени нахождения на сайте, движениям мышки и взгляда на каждой из страниц сайта можно настроить работу сайта максимально эффективно в пределах имеющейся концепции проекта.
Максимально эффективно использовать имеющуюся у вас информацию могут помочь соответствующие специалисты, обладающие опытом аналитической деятельности, которые не только сэкономят время, но и помогут быстро разобраться во всех тонкостях продаж в Интернет.