Все больше и больше компаний создают сайты, интернет-магазины, где покупатели могут найти информацию о услугах, товарах, получить консультацию и сделать покупку. Остается только привести пользователей на свой сайт. Но как это сделать? Даже, если Ваш ресурс будет содержать интересную и полезную для людей информацию, это не гарантирует большое количество посетителей. Наибольшую посещаемость (трафик) имеют те сайты, которые высоко ранжируются в выдаче поисковых систем (далее ПС) Яндекс, Google и пр. по релевантным запросам. Поэтому для успеха бизнеса, помимо учета потребностей потребителей, необходимо проводить качественную внутреннюю оптимизацию сайта под требования поисковых систем.
Что такое внутренняя оптимизация сайта?
Это комплекс мероприятий, направленных на улучшение видимости страниц для ПС и улучшения их ранжирования в выдаче. Работать над SEO-оптимизацией нужно на этапе создания сайта, иначе исправление ошибок и корректировки уже существующей «устоявшейся» версии может привести к временному падению посещаемости из поисковых систем и, как следствие, снижению заявок на заказ услуг или товаров.
Основные составляющие внутренней оптимизации сайта
1. Дизайн сайта
Дизайн влияет на продвижение сайта не столько напрямую, сколько через поведенческие факторы пользователей (Юзабилити). Оформление должно нравиться людям (удобство и быстрота нахождения информации), соответствовать трендовым новшествам, навигация простая и интуитивно понятная, размеры, цвет и конфигурация шрифтов облегчали восприятие информации. Тогда пользователи будут больше времени проводить на вашем сайте (снижение количества отказов). Внедрите адаптивную верстку: все элементы сайта должны одинаково корректно отображаться в разных браузерах и на разных устройствах.
Используйте оптимизированный код. Старайтесь «уложиться» в размер до 80 Кб, не перегружайте код таблицами CSS и Java-скриптами, сжимайте изображения (Проверка сайта на адаптивность).
2. Структура сайта
Структура – это совокупность всех страниц сайта с указанными взаимосвязями, вложениями между ними. Данный параметр показывает, насколько удобен сайт для скорости нахождения информации пользователем. Поисковые системы отслеживают, сколько времени люди проводят на том или ином сайте, оценивают его юзабилити.
Создавая структуру своего сайта, учитывайте уровень вложенности. Он не должен быть выше 3, максимум 4 уровня. В идеале структура может выглядеть так: Главная страница > Раздел > Подразделы. Если у вас интернет-магазин с большим количеством страниц (>1000) создайте карту сайта и индексируйте страницы с глубоким уровнем вложенности на специально созданных страницах.
3. Мета-теги (Title, Keywords, Description)
Мета-теги помогают поисковым системам оценить содержание сайта и сформировать сниппет, благодаря которому пользователи совершат переход именно на Вам ресурс. Правильно написанные мета-теги способны улучшить позицию страниц Вашего сайта, привлекая дополнительный трафик.
- Тег title отображается в браузере как заголовок страницы. Он должен кратко описывать ее содержание и включать ключевые запросы, при этом быть читаемым и уникальным.
- Тег Description – это описание страницы. Он не влияет на позицию в выдаче, но привлекает внимание пользователей (отображается в сниппете). Описание должно включать ключевые слова, глаголы, побуждающие совершить нужное вам действие, и описание преимуществ вашего товара или услуги.
- Тег keywords утратил свою значимость, поэтому его часто не прописывают или ограничиваются перечислением ключевых запросов.
4. Оптимизация текста
SEO оптимизация текста – один из самых важных параметров при внутренней оптимизации сайта. Оптимизацию контента следует производить так, чтобы он был максимально полезен для пользователей. Тексты должны быть информативными (отвечать за запрос пользователя), читабельными, написанными живым современным языком без ошибок. Контент должен содержать поисковые запросы, но без спамности. Несколько советов, которые помогут вам создать качественный контент:
- Размещайте на своем сайте уникальные тексты.
- Пусть они будут максимально краткими, содержащими только самую важную информацию. Размер их может варьироваться.
- Структурируйте текст, используйте подзаголовки, маркированные и нумерованные списки. Разбивайте его на небольшие по объему абзацы.
- Не перегружайте текст ключевыми словами, используйте синонимы и разбавленные вхождения.
- Дополняйте текст тематическими изображениями, таблицами, видео и графиками. Это значительно улучшает восприятие информации.
5. Оптимизация изображений
Разного рода графика обязательно присутствует на каждом сайте. Это могут быть изображения или фотографии. Оптимизация изображений может повысить рейтинг страниц в выдаче и увеличить трафик за счет экспонирования картинок в поиске по изображениям. Несколько советов:
- Используйте изображения высокого качества. Если изображение слишком большое, сделайте на него превью с ссылкой на оригинал, открывающийся на отдельной странице, чтобы не увеличивать время загрузки родительской страницы.
- Размещайте изображения в контенте, чтобы дополнять информативность.
- Подписывайте ваши изображения (тег Alt), используя ключевые слова. Это самый простой способ «окружить» картинку текстом и «убедить» робота, что картинка релевантна.
- Подписывайте файл с изображением так, чтобы уже по названию было понятно, что на нем изображено.
- Выберите формат изображения, который позволит при малом весе картинки получить хорошее качество. Лучший вариант – это jpg, png или векторный svg.
6. Перелинковка (Проверки веса страниц: программа PageWeight)
Перелинковка – это взаимосвязывающие внутренние ссылки с одной страницы сайта на другую. Она является действенным инструментом внутренней оптимизации сайта, который позволяет:
- Показать роботам, что появилась новая статья для индексации,
- Повысить юзабилити (увеличить время нахождения посетителя на сайте),
- Дать пользователям еще больше полезной информации,
- Увеличить вес продвигаемых страниц.
Используйте на своем сайте контекстную перелинковку, давая ссылки в тексте статьи или сквозную, приводя ссылки в меню. Уместно будет разместить ссылки также в конце поста, после слов: «вас может заинтересовать...» или «читайте также...», чтобы заинтересовать посетителя в дополнительных услугах, товарах.
7. Скорость загрузки
Чем быстрее будет загружаться страница, тем лучше. Во-первых, большинство поисковых систем учитывают скорость загрузки при ранжировании. Во-вторых, это один из факторов наиболее влияющих на юзабилити.
Есть много способов увеличить скорость загрузки. Вот некоторые из них:
- Уменьшите количество HTTP-запросов, используя CSS-спрайты, Inline-картинки и объединяя файлы.
- Поставьте CSS файлы в начало страницы, обеспечивая ее постепенную загрузку.
- Максимально уменьшите код страницы, удаляя все малозначащие элементы.
- Старайтесь не использовать Java-скрипты, Flash.
- Используйте кэширование, ускоряя пользователю загрузку страницы при повторном заходе на нее.
- Выбирайте изображения подходящего формата и не меняйте его размер при помощи тегов. Сделайте это в графическом редакторе.
8. Файл robots.txt
Файл robots.txt – это инструкция для поисковой системы, в которой говорится о том, как и что следует индексировать ваш сайт. В нем можно поставить запреты поисковику сканировать те или иные разделы. И хотя поисковые системы рассматривают этот файл скорее как рекомендацию, зная несколько трюков, можно научиться управлять ими. Robots.txt нужно хранить на корневой папке сайта. О правилах написания этого документа читайте в справочнике Яндекса и Google.
9. Карта сайта sitemap.xml
Это еще один документ, помогающим роботам ориентироваться на вашем сайте при его индексации. Карта сайта представляет собой полный перечень ссылок на все его страницы в формате XML и помогает ускорить процесс сканирования и расширить его объем. Сгенерируйте Sitemap.xml через он-лайн сервисы, например, http://www.mysitemapgenerator.com или с помощью специальных программ, загрузите на хостинг и добавьте ссулку в файл robots.txt.
1. Карта сайта в формате HTML
Эта карта в отличие от XML создается исключительно для удобства пользователей. Она представляет собой самую простую страницу с иерархичным списком всех страниц сайта. Карта HTML облегчает навигацию особенно, если у вас большой сайт со множеством разделов.
Сами карты, и HTML, и XML не гарантируют трафик и повышение конверсии. Они только отображают структуру сайта и облегчают работу с ним и пользователей, и роботов.
1. Проверка валидности кода
Валидный код гарантирует корректное отображение сайта во всех браузерах (FireFox, Opera, Google Chrome) и помогает избежать ошибок в его работе.
Проверка валидности кода имеет значение для СЕО, так как поисковики понижают рейтинги сайта из-за ошибок в коде. Валидацию можно проверить на validator.w3.org или на других подобных ресурсах.
2. Исправление ошибок
Некоторые ошибки на сайте могут привести к снижению его рейтинга при ранжировании поисковыми системами. Чтобы избежать этого обратите внимание на несколько важных моментов:
- Не допускайте дублирования страниц. Проводите проверку возникновения дублей через панель для вебмастеров или с помощью оператора поисковой системы. Решить проблему с дублированными страницами можно, установив запрет на их сканирование в файле robots.txt.
- «Заимствование» текста даже со страниц своего сайта понижает его авторитет в глазах поисковых систем. Убедитесь, что на вашем сайте только уникальный контент.
- Проверяйте свой сайт на наличие битых ссылок. Это линки, которые ведут в никуда. Появляются они в результате удаления устаревших страниц, изменения структуры сайта или ошибок вебмастера. Поисковые боты отслеживают такие ссылки и понижают рейтинг сайта, а могут вообще вычеркнуть сайт из поисковой выдачи, присвоив ему статус «Заброшенный». Пользователи тоже не любят заходить в тупик и покидают сайт, если встречают на нем битые ссылки. Отследить и убрать их можно вручную, при помощи специальных инструментов в Яндексе и Google и программ, например, Xenu.
3. Создание 404 страницы
Для уменьшения негативного влияния битых ссылок создайте собственный шаблон «Несуществующей страницы». Не забудьте запретить роботам ее индексировать с помощью «robots.txt» или добавив строчку кода в секцию страницы 404.
4. Склейка зеркал сайта
Зеркала – это сайты, которые являются полными или частичными копиями. Проблема в том, что Google рассматривает домен с WWW и без него как 2 разных сайта, т. е как 2 зеркала. Такие сайты-близнецы соперничают в выдаче, отбирая друг у друга трафик. Чтобы этого избежать проведите склейку зеркал, т.е. соединение адресов сайта, выбрав главным тот, который был проиндексирован поисковыми системами. Основные способы:
- указать в панели вебмастеров;
- прописать в файле "robots.txt";
- настроить редирект 301.
5. Использование человеко-понятного URL адреса
Человеко-понятный URL адрес (ЧПУ) – это использование в качестве ваших ссылок не бессмысленного набора символов, а осознанного текста, связанного с тематикой сайта. Такие ссылки уже в названии несут для пользователей полезную информацию и приветствуются поисковиками. В идеале ЧПУ нужно делать с самого начала создания сайта. Редактировать уже проиндексированные страницы намного сложнее. Воспользуйтесь для этого файлом «htaccess» или админкой движка с картой редиректов.
6. Хлебные крошки
Нужно быть готовым к тому, что пользователи будут заходить на ваш сайт не только с главной страницы. Чтобы показать им, в каком разделе они находятся и как они туда попали, нужны «хлебные крошки» представляющие собой дополнительную строку навигации под шапкой сайта, например: Главная страница – Раздел – Подраздел – Статья. Установите «хлебные крошки» на свой сайт, используя модуль CMS, соответствующий плагин или воспользуйтесь вставкой кода в шаблон сайта.
Итог
Существуют и другие инструменты внутренней оптимизации сайта, которые в большей или меньшей степени способны улучшить позицию страниц Вашего сайта в выдаче ПС, а значит обеспечить необходимый трафик. Главное использовать комплексный подход и начать продумывать стратегию внутренней оптимизации сайта еще на этапе его создания.