YATI - нейросеть от Яндекса: как приспособиться к новой системе ранжирования от отечественного поисковика? | Полезные статьи СайтАктив

YATI - нейросеть от Яндекса

YATI - нейросеть от Яндекса

В 2020 году компания Яндекс заявила о внедрении YATI – это инновационный алгоритм ранжирования, который спроектирован с использованием нейросети. Разработчики заявляют, что это настоящий прорыв, который изменит представление о поиске информации, сформированное за последние 10 лет. Рассмотрим, как это отразится на SEO-оптимизации и как модифицируется работа поисковика.

В чем суть YATI?

В качестве названия была выбрана аббревиатура, которая образована от английского Yet Another Transformer with Improvements. Дословно – это еще один преобразователь с улучшениями или особый алгоритм, который основан на нейросетевой архитектуре и предназначен для оптимизации поисковой выдачи. В более ранних нейросетях использовалась feed-forward архитектура. Они получали запрос и преобразовывали его в вектор. В ходе поиска соответствий мог меняться порядок слов, а основной задачей было вычисление наиболее релевантных результатов, учитывая соответствие содержания сайта исходному запросу.

Однако бездушная машина даже с большими вычислительными мощностями не всегда способна справиться со всеми языковыми нюансами и стилистическими тонкостями. Именно потому в системе SERP учитывалась и частота переходов по ссылке, которая влияла на итоговый ранг при поисковой выдаче. Эти параметры помогали алгоритму определить наличие семантической связи между словом или фразой и наполнением интернет-страницы.

Желая усовершенствовать поисковую выдачу, специалисты разных профилей в Яндексе добавляли новые методы семантического анализа, которые влияли на качество итоговой модели. Это добавляло «человечности» поисковику, создавало иллюзию живого мышления, которое оперирует не только категориями длины фразы и количества букв, но и более сложными связками. Это облегчило жизнь как SEO-копирайтерам, так и читателям. Теперь ключевые слова и фразы стало легче внедрить в текст, что не только улучшало его позицию в поисковой выдаче, но и повышало «читабельность».

В статьях и описаниях товаров все реже встречались странные конструкции типа «купить детская одежда Екатеринбург недорого». Они были заменены более органичными и понятными человеку, а не роботу. Усовершенствованные алгоритмы теперь оперировали не только склонениями, но и близкими по смыслу синонимичными выражениями.

пример выдачи яти.png
Так отличаются запросы от результатов в SERP.

Но YATI стал еще одним шагом вперед, главным прорывом, по словам его же разработчиков. Платформа основана на архитектуре трансформеров. Это большие нейронные сети, основой работы которых является перемножение матриц между собой. Все вычисления производятся на серверах с множеством GPU-карт, которые связанны толстой шиной. Такое «железо» позволяет быстро и без потерь передавать большие массивы данных.

Обучение нейронных сетей с такой архитектурой протекает в два основных этапа:

  1. 1 Первый. Нейросети предъявляется неструктурированная текстовая информация, в которой необходимо восстановить часть скрытых слов. Успешность обучения определяется именно по точности угадывания.
  2. 2 Второй. Он был модифицирован конкретно под YATI. Для обучения используются запросы реальных пользователей и ранее знакомые фрагменты текста. Задача алгоритма – сопоставить их между собой. Соответствие оценивается посредством экспертной разметки.

Для закрепления используется огромный массив данных, на основании которых технология будет размещать сайты в уже реальной поисковой выдаче.

Что это значит для SEO-специалистов?

Алгоритм YATI воспринимает информацию на странице не как монолитный элемент, а распределяет ее на заголовки и основной текст. Для продвижения сайта в топ выдачи необходимо, чтобы его содержание максимально отвечало запросам аудитории.

Эксперт от Яндекс уточняет, что модель рассчитывается при каждом переобходе страницы. Если содержание остается прежним, то алгоритм применится к одним и тем же блокам или фрагментам.

Лучшим решением для объемных статей, обширных описаний и прочих лонгридов стало структурирование информации, логическое распределение ее на несколько сегментов с заголовками. Такой документ YATI оценит как более релевантный, присвоит ему высокий ранг. Для небольших текстов дробление не нужно, более того, может быть излишним.

структура статьи.png
Пример структуры статьи

Важными факторами для читателя являются логичность и связность повествования, соответствие заголовков смыслу текста. А вот у алгоритма иные приоритеты. Для продвижения сайта в топ необходимо внедрять кейворды не только в заголовки первого порядка, но и в подзаголовки, иначе есть риск оказаться на 5 или 10 странице поисковика.

Распознает YATI и порядок слов, что особенно важно при описании направлений. При обозначении маршрута от Москвы до Нижнего Новгорода будут показаны билеты именно по такому пути, а не в обратную сторону. Но это не значит, что выдача по запросу «кинотеатры в Казани» будет отличаться от «Казань кинотеатры».

Одним словом, алгоритм-трансформер призван комплексно предугадывать удачные варианты, опираясь не только на семантику, но и на потребности пользователя.

Чтобы «подружиться» с новой системой ранжирования, достаточно повышать качество текстов. Это поможет не только повысить позицию сайта в выдаче, но и улучшит конверсию.

Как подготовить сайт под YATI?

Если страница резко начала терять позиции в поисковой выдаче, значит, алгоритм решил, что она не соответствует предложенному запросу, и отдал предпочтение более релевантным предложениям от конкурентов. В таком случае экспертные оценки сыграли не в вашу пользу. Если же ранг остался прежним по основному запросу, то и по низкочастотным он тоже усилится.

Для SEO-оптимизации под YATI важно использовать все слова основного ключа. Например, точное вхождение запроса «купить недорогой шкаф из дерева в Питере» подтянет позиции страницы и при запросах «деревянный гардероб» или «шкафы в Питере».

Эффективным ходом будет и расширение семантического ядра. При этом важны именно качество ключей, их релевантность запросу, а не количество. Для этого алгоритма также плохо работает размножение страниц под каждый возможный запрос. Достаточно грамотно подобрать семантику для одной вкладки.

Итог

Обобщая все вышесказанное, можно выделить такие рекомендации:

  1. 1 Выбрать широкое семантическое ядро. Отличным решением будет внедрение синонимических конструкций и близких по смыслу выражений. Например, при запросе «продвижение сайтов» релевантными будут считаться как ключи, касающиеся SEO продвижения, так и те, что связаны с SMM.
  2. 2 Повысить качество текстов. Прежде всего, текст должен быть читаемым и логично структурированным. Для лонгридов отлично работает выделение озаглавленных блоков. В подзаголовки также необходимо интегрировать ключи, которые отвечают запросу.
  3. 3 Провести анализ рынка. Так как система ранжирования работает с учетом множества факторов и на сновании сложной системы расчетов, однозначной формулы успеха не существует. Лучше всего ориентироваться на конкурентов, которые уже находятся в топе.

Яндекс не исключает более ранние поисковые алгоритмы, а потому наряду с YATI продолжают работать «Королев», «Палех» и другие. Вместе они улучшают качество поисковой выдачи, тем самым обеспечивая идеальное совпадение предложений продавца и потребностей покупателя.


продвижение
195
Возможно, вам будет интересно:
SEO-продвижение сайтов
Продвижение в Яндекс и Google по одному или нескольким регионам
Продвижение по трафику
Продвижение с оплатой за рост трафика
Продвижение сайта в Яндекс
Поисковая оптимизация и продвижение по трафику или в ТОП
SEO-оптимизация сайтов
Подготовка сайтов к seo-продвижению