Дарим скидку 10%
на все услуги

Подробнее

+7 (343) 344-96-20

 

Что такое технология "eye-tracking" и как ее использовать?

26 ноября 2010г

Eye-tracking – это технология, которая с помощью специального оборудования (рис.1) позволяет отслеживать траекторию движения глаз потребителя с учетом последовательности этого движения.

eye-tracking: как это выглядит Рис.1

Данная технология применяется для глубокого анализа эффективности расположения тех или иных важных информационных блоков на рекламных поверхностях, элементах упаковки, при изучении размещения товаров на полках магазинов и самого потребительского поведения, анализе вэб-сайтов, оценке видео, и т.д.

Данный анализ показывает, правильно ли расставлены акценты на изучаемом носителе, а значит и обратит ли потребитель внимание на ту информацию, которую хочет до него донести продавец/разработчик.

В свою очередь качество восприятия информации и полнота этого восприятия напрямую влияет на экономическую отдачу для компании, заказавшей данное исследование, будь то супермаркет, владелец сайта или брендинговая компания, выводящая на рынок новый товар.

В сфере вэб-разработок данная технология применяется, как крупными игроками рынка (например, поисковыми системами), так и исследовательскими компаниями при анализе элементов дизайна сайтов с целью повышения удобства, а значит и экономической отдачи от Интернет-ресурса.

Принципы исследования и выводы – одинаковы для любой сферы применения технологии eye-tracking, поэтому более подробно остановимся на применении данной технологии в сфере разработки/модернизации и аудита эффективности сайтов.

Как работает технология eye-tracking в сфере вэб-разработок?

Для проведения исследований в сфере вэб-разработок обычно используется несколько респондентов, компьютер, камеру фиксирующую текущую страницу сайта, изучаемую респондентом и приспособление (см. рис.1.), записывающее траекторию движения взгляда по ней.

Информация с камеры и приспособления синхронизируются и накладываются друг на друга что позволяет проводить глубокий анализ и делать выводы об эффективности для заказчика изучаемого сайта, позволяя сделать все необходимые выводы (рис.2.).

eye-tracking: карта интенсивности и карта хронологии Рис.2.

Карта интенсивности показывает с помощью цвета области сайта, которые посетитель изучает дольше всего, а значит и внимательней всего, возвращаясь к ним по нескольку раз (рис.3.).

eye-tracking: интенсивность просмотра Рис.3.

Карта хронологии показывает очередность изучения страницы и продолжительность остановки взгляда на каждом из элементов страниц.

Одними из первых в сфере вэб-разработок данную технологию стали применять поисковые системы для совершенствования результатов выдачи по запросам, повышении ее удобства и популяризации новых рекламных мест (рис.4. и 5), таких как, например, контекстная реклама.

eye-tracking исследование на примере ПС Яндекс Рис.4. eye-tracking исследование на примере ПС Google Рис.5.

Беглый взгляд не специалиста на рис.4. и 5 показывает существенные отличия в эффективности контекстной рекламы на Яндексе и Гугле, особенно это наглядно видно по объявлениям, размещаемым справа от результатов выдачи.

Вместе с тем, объявления контекстной рекламы показываемые в «спецразмещении» явно более выгодны для рекламодателей чем показываемые справа («1-ое место» или «гарантированные показы»).

Кроме того, карта интенсивности явно показывает, что внимание посетителей поисковых систем сосредоточено на первых 3-х - 5-ти результатах выдачи, что важно понимать при постановке целей поисковой оптимизации. Совместив карту интенсивности с имеющейся статистикой кликов по результатам выдачи, Google вывел закономерность кликабельности сайтов в результатах выдачи в зависимости от их положения в этой самой выдаче (рис.6.)

Google + eye-tracking = карта кликабельности результатов выдачи Рис.6

Оговоримся сразу:технология eye-tracking в связи с трудоемкостью и сложностью применения, а так же наличием необходимого оборудования у единичных специализированных компаний эффективно может применяться только для достаточно крупных исследований, где время и продолжительность исследования (а значит и стоимость) соизмеримы с ожидаемым эффектом от использования.

Eye-tracking эффективно применять:

  • при выводе на рынок нового товара (например фармацевтических или косметических компаний), когда повышенная эффективность каждого рекламного носителя позволит сэкономить сотни тысяч или миллионы рублей (долларов);
  • при разработках, которые в дальнейшем пойдут в серийное производство, что повысит покупательский интерес к данной разработке в сфере В2С;
  • при разработке масштабной рекламной кампании регионального или федерального уровня, что скажется на более длительном периоде разработки, но и более высоких результатах е проведения;
  • в любой из сфер B2C средних, крупных или очень крупных компаний;
  • и т.д.

Eye-tracking не эффективно применять:

  • при локальных исследованиях в рамках деятельности компании имеющей не массовое потребление;
  • при жестких сроках (по требованию заказчика) запуска проекта, рекламной кампании и т.д., когда физически проведение eye-tracking-исследования невозможно;
  • ограниченно применимо в сфере В2В, в зависимости от объемов продаж, на которые может повлиять данное исследование.

Как можно применять технологию eye-tracking для вашего бизнеса в сфере создания сайтов?

1. Проведение соответствующих предварительных исследований сайта при его разработке в специализированных компаниях. На момент написания статьи подобные исследования в основном проводятся московскими компаниями.

2. «Самодельный eye-tracker» в виде ручка + лист бумаги + анализируемый материал. Погрешность достаточно высокая, однако позволяет укрупнено провести предварительное изучение акцентов и движения взгляда (естественно с фиксацией последовательности вручную) на анализируемом сайте.

3. Применение альтернативных вариантов с меньшей долей погрешности (относительно п.2.) и с большей долей автоматизации.

Какие альтернативные варианты можно использовать?

На момент написания данного материала (ноябрь 2010г) наиболее известным «заменителем» технологии eye-tracking является сервис Webvisor.ru.

[ ! ] Важный момент: указанный сервис, в отличие от eye-tracking-исследования позволяет анализировать уже запущенный в сеть проект, т.е. проводить постфактум-тестирование, на основании которого может быть составлен список рекомендаций для доработок/модернизации сайта.

Webvisor.ru предоставляет видео-запись, которая позволяет анализировать:

1. Поисковый запрос, по которому посетитель перешел на ваш сайт;

2. Страну и город посетителя;

3. Точку входа на сайт;

4. Время нахождения на каждой странице;

5. Нажатие клавиш посетителем;

6. Скорость движения и траекторию курсора мыши;

7. Скорость/внимательность прочтения текстовых материалов сайта;

8. Выделение фрагментов текста на конкретной странице;

9. Точку перехода на следующую страницу сайта;

10. Весь путь посетителя по вашему сайту с параметрами п.4-9 по каждой из посещенных страниц;

11. Саму точку выхода с сайта и многое другое.

При этом, даже бесплатный тестовый режим данного сервиса, позволяющий анализировать лишь 2-ух посетителей в сутки с хранением данных в течение 2-х дней может дать очень многое для владельца сайта и в совокупности с результатами аудита сайта существенно повысить эффективность сайта при незначительных изменениях на нем.

Подводя итог можно сказать следующее: глубокий анализ движения глаз (eye-tracking) применим при решении широкого спектра задач, в основном в сфере В2С, где он позволит существенно сэкономить в дальнейшем на рекламе и повысить эффективность запускаемых рекламных кампаний.

В сфере вэб-разработок eye-tracking-исследованияприменяются значительно реже и в основном крупными игроками (например, поисковыми системами). В частном же случае для анализа эффективности уже созданного сайта можно использовать решения от проекта webvisor.ru, которые с достаточной степенью погрешности позволят оценить эффективность и удобство работающего проекта.

<- назад к списку статей

Заявка в СайтАктив

Ошибка при загрузке файла

Извините, мы не можем загрузить потенциально опасный файл

Отправляется запрос...
Ваш запрос успешно отправлен
Мы свяжемся с вами в течение 1 часа в рабочее время

Заказать

Ошибка при загрузке файла

Извините, мы не можем загрузить потенциально опасный файл

Отправляется запрос...
Ваш запрос успешно отправлен
Ошибка загрузки файла
Мы свяжемся с вами в течение 1 часа в рабочее время